Главная проблема, из-за которой сложилось столь вопиющее положение на рынке торговли антиквариатом в нашей стране, заключается в том, что юридически практически невозможно определить, действовал ли дилер сознательно, продавая вам под видом антиквариата подделку, или же вы стали жертвой экспертной ошибки. И ценой подобной неповоротливости карательной системы стало то, что к середине первого десятилетия XXI века каждая вторая работа, продаваемая в России под видом антиквариата, была поддельной.
Меры, предпринимаемые и правительством и профессиональными представителями арт-рынка, эффекта почти не дали и не дают. И потому благодарить за снизившееся число купленных и проданных подделок можно лишь то, что наши коллекционеры и инвесторы потеряли интерес к отечественному антиквариату (особенно это касается произведений живописи). А, во-вторых, стали все чаше приобретать его за рубежом, отдавая предпочтение аукционным домам с мировым именем, а не частным антикварам.
Оно вполне понятно, ведь в случае если речь идет о сделке на многие десятки миллионов долларов, то бывает довольно трудно вернуть свои деньги назад, особенно если мошенническая схема по продаже подделки/подделок была отыграна настоящими профессионалами.
А такие схемы являются, как правило, многоходовыми:
Создается предыстория картины , которая потом, при «обращении в архивы» подтвердит ее подлинность. Затем инсценируется ее «невероятное нахождение» в некой частной коллекции или на чердаке дома, отведенного под снос, или в запаснике провинциального музея. Затем следует экспертная оценка, которая, как правило (а без этого схема была бы невозможна) подтверждает подлинность данного объекта. Все это сопровождается шумихой в прессе. А затем следует продажа, или говоря на языке мошенников – развод.
Вы думаете, что мы пересказали вам сюжет некоего второсортного романа-боевика? Так вот по оценкам ведущих специалистов каждое третье полатное средневековых «голландцев», продаваемое сегодня в мире самыми известными аукционами и дилерами, является подделкой, сделанной в период конец XIX – начало XX веков. Среди древнегреческих, вавилонских и древнеримских статуй поддельная каждая вторая. Правда, и срок подделки отличается, так как многие из копий были сделаны и выданы за найденные при раскопках подлинники в XVI-XVII веках. Среди официально названных подлинниками работ российских художников, подделки составляют, чуть ли не пятую часть. Да что говорить, если на момент жизни Пикассо в мире перепродавалось более 1200 работ, не вышедших из-под его кисти, но все же считавшихся работами его авторства?
И список этот можно поджать до бесконечности. Но мы прекрасно понимаем, что вас волнует иной вопрос: почему, если эксперты знают о подделках, они не опубликуют весь список?
Все дело в том, что подобное будет иметь просто чудовищные последствия для экономами всего Мира, в которой торговля антикварными арт-товарами играет далеко не последнюю роль. Так это – второй по востребованности способ долговременных инвестиций. Стоит объявить о подделках, и обесценятся не только они, но и все подлинники, так как подтвердить подлинность или поддельность 95% из них почти невозможно.
Потому среди профессиональных антикваров и аукционистов существует понятие «номинальный подлинник», а таким является любое полотно или скульптура, авторство которой некоему конкретному автору приписывает большая часть экспертов. Отсюда и высокая цена за этот предмет. В любой момент может быть доказано, что работа является искусной подделкой, и цена на нее упадет. Но пока этого не произошло, она может считаться отличным предметом торгов, принося своим владельцам и перекупщикам огромные барыши.
Хотите знать, какие из всемирно-известных работ сегодня считаются номинальными подлинниками? Вы будете поражены, но это: «Подсолнухи» Ван Гога, «Поцелуй Иуды» Караваджо, «Голуб Мира» Пикассо, и многие-многие-многие другие.
А после того, как в научных лабораториях научились искусственно старить любые краски, лаки, подрамники и холсты, мрамор, бронзу, серебро и бриллианты, то прогнозируется, что число подделок увеличится даже не на сотни, а на тысячи процентов. Тем более что уже сегодня в Китае работает более трехсот фирм по производству самого разного «антиквариата». Именно поэтому среди торговцев живописью существует негласная договоренность:
- не считать подлинником работы классиков, найденные после 1920-го года;
- не считать подлинником работы мастеров «новой волны», найденные после 1978-го года.
Нет, любую из таких работ можно продать, и продать за неплохие деньги. Но вот только миллионов подобная продажа вам не принесет.
Что касается того, как обезопасить себя при покупке антиквариата , то ответ тут может быть только один – решившись на подобное приобретение, доверять следует только заслуживающим этого аукционным домам, таким как Друо, Сотбис и Кристис. Именно при посредничестве с ними вероятность покупки подделки хоть и не будет равна нулю, но все же окажется минимальной.
Правда, остается открытым весьма важный вопрос о перевозе купленного вами антиквариата через границу нашей страны. А вы, наверное, знаете, что любое изделие, произведенное после 40-ых годов прошлого века, может быть названо «национальным достоянием» и запрещено к вывозу. Так вот обойти эту проблему может более чем простой шаг – хранение купленных лотов в банке по месту покупки (в той же Англии, Франции или США), с дальнейшей продажей их на том же аукционе, где они были куплены. Если антиквариат интересует вас только в качестве инвестиций, то лучшего варианта распорядиться им вам не найти.
Ну а если вы приобрели его для того, чтобы владеть им, любоваться и хвастаться им перед своими знакомыми, то смело ввозите его, так как, во-первых, вы не планируете его продавать. А, во-вторых, в нашей стране факт покупки данного предмета искусства на аукционе с громким именем является достаточной причиной для того, чтобы поверить в его подлинность, а значит, и продать, но уже в пределах нашей страны. А по оценке специалистов только в прошлом году сумма средств, оборачивавшихся на антикварном рынке России, превысила 420 000 000 долларов. Поэтому, смело можно сказать, что арт-рынок – весьма перспективная площадка для ведения по-настоящему крупного бизнеса с серьезными вложениями и гигантскими прибылями.