Для некоторых утро начинается с чашечки кофе, а вот другим обязательно необходимо взбодриться чаем. Да не просто дешевым пакетированным, а сортовым, заваренным по всем строгим правилам. А уж количество разнообразных сортов, видов, купажей не подлежит точным подсчетам. Собственно, все возрастающая армия любителей этого древнего напитка создает благоприятные условия для развития успешной коммерции. Бизнес-план чайного магазина позволит подойти к делу подстрахованными практически со всех возможных сторон.
Подготавливаем документы
Перед тем как разворачивать бурную деятельность по открытию своего чайного магазинчика, посетите юридическую компанию. Здесь вам подскажут, какие именно документы вам необходимо подготовить, где их нужно заверить и сколько это будет стоить.
Избавиться от посещения различных инстанций, конечно, не получится, но зато вы будете представлять всю цепочку организаций, в которых вам предстоит побывать. Вы будете знать, что включает в себя пакет документов для регистрации вашего предприятия, какие печати и подписи должны быть проставлены на бумажках.
Если же вы новичок в коммерции, то неплохо ещё заручиться поддержкой со стороны специалистов бизнес-инкубатора. Там вам смогут сформировать поэтапный бизнес-план чайного магазина, а ещё подготовят к возможным трудностям.
Выбираем формат
Чтобы не метаться в сомнениях, заранее продумайте формат будущей торговой точки. Это лишь на первый взгляд может показаться, что все магазинчики одинаковы. Вовсе нет.
Начнем с самого редко встречающегося, но весьма перспективного предприятия. Это магазин, совмещенный с полноценным дегустационным залом. Несомненно, придется расположиться довольно вольготно, чтобы было где разместить разнообразный чайный ассортимент, а также оставалось достаточно места для небольших столиков, за которыми посетители будут неспешно пробовать новые для них сорта.
Конечно, вложений и сил придется затратить больше на подобный бизнес. План чайного магазина лучше тщательно разработать, применив принцип зонирования помещений. Но зато у вас будет готова стартовая площадка для будущего уютного кафе. Замечено, что завсегдатаи дегустационных чайных залов охотно покупают кондитерские изделия к любимому напитку.
Если столь масштабное предприятие вам пока не по плечу, то можете сосредоточиться на среднем варианте. Подумайте о том, чтобы открыть чайный бутик. В отличие от первого формата, данная точка будет поменьше, сорта, представленные на полках, самые популярные, чуть разбавленные редкой экзотикой. Присутствует и барная стойка для любителей испробовать новое перед покупкой.
Есть и совсем скромный вариант для начинающих бизнесменов. Это организация ларька. Местечко под него нужно немного, только чтобы стеллаж под товар вместить, да стойку для продавца поставить. Устроиться можно в любом торговом центре, главное, чтобы проходимость была побольше.
Можно арендовать уголок в каком-нибудь продуктовом супермаркете. Покупатели, разочаровавшиеся в пакетированном чае с химическими ароматизаторами, возможно, что-нибудь приобретут из вашего ассортимента. А уж там и постоянные клиенты появятся.
Местоположение
Какой бы формат вы для себя ни определили, главное для успешного продвижения дела – это наличие покупателей, готовых платить за ваш товар. Поэтому при выборе места под вашу точку учитывайте проходимость данной территории.
Чем она выше, тем лучше. Понятно, что если открыть чайный магазин в центре города, рядом с популярными местами отдыха горожан, то вы автоматически обеспечиваете себя посетителями. Пусть это будут на первых порах любопытствующие граждане, но здесь уже от вас зависит, как вы будете подогревать их дальнейший интерес.
Конечно, арендовать помещение в медвежьем углу гораздо дешевле, но вот раскрутить такую точку уже сложнее. Даже если в ваши планы входит скромная лавка по продаже самых ходовых чайных сортов и зернового кофе, постарайтесь расположиться в местах большого скопления народа.
Сгодятся торговые центры, но крупные, с хорошим покупательским оборотом. Неплохо срабатывает соседство рядом с цветочными ларьками. Люди, покупая подарки, часто останавливаются перед красивыми пакетиками с душистым чаем. Так что вы сможете предложить им вариант оригинального «довеска» к традиционному букету.
Дизайн помещения
Теперь давайте поговорим о «внешности», именно от неё в некоторой степени будет зависеть то, насколько станет привлекательной ваша чайная. Бизнес-план должен учитывать и этот фактор. Перед тем как увлеченно браться за разработку дизайн-проекта, изучите нормативные требования, исходящие от контролирующих санитарных органов, не игнорируйте и те, что касаются пожарной безопасности.
Что касается самого оформления, то здесь многое зависит от формата вашего заведения. Но в любом случае будет неплохо придать помещению индивидуальность, чтобы вас узнавали. И начинайте с создания логотипа. Он — та визитка, что формирует имидж предприятия.
А уж в каком конкретно стиле вы станете себя подавать, решать только вам. Станет ли это упор на восточную экзотику, либо вам захочется привнести английские нотки, а может, вы спланируете ларек в русском духе? Главное, суметь выделиться, стать заметными на фоне конкурентов.
Подбираем оборудование
Определившись с характером будущего предприятия, его стилем и масштабом, начинаем искать необходимое оборудование для чайной лавки. Нам понадобятся стеллажи и полочки, шкафы, емкости, лопатки, подставки, весы, кассовый аппарат.
Для небольшой точки можно приобрести готовые стеллажи нужного размера. Если хотите получить более качественную торговую мебель, то закажите полки и шкафы у мастера. Он исполнит все согласно вашим личным требованиям.
Для дегустационного зала нужно будет дополнительно заказать столики, стулья. Либо обдумать дизайн барной стойки. Так как вы станете подавать посетителям приготовленный тут же ароматный напиток, следовательно, вам нужны для этого чайники, чашечки, ложечки. И лучше, если они будут играть на ваш задуманный имидж.
Перед тем как открыть чайную, закупите все необходимые мелочи. Отдельно поставьте полочки под сопутствующие товары, закупите в нужном количестве стеклянные банки для хранения весового чая и кофе, приобретите совочки, которыми будете набирать продукт. Не забудьте про электронные весы и пакетики для товара. Последние лучше заказать с логотипами компании, чтобы покупатель не ломал долго голову над тем, где он в прошлый раз обзавелся вкусным чаем, а сразу шел на знакомую эмблему.
Кассовый аппарат необходимо будет зарегистрировать в налоговой. Это обязательное условие.
Расходы на оборудование необходимо просчитать заранее, чтобы не получилось так, что вы купили дорогие демонстрационные шкафы, а на остальное элементарно не хватило денег.
Создаем команду
Бизнес-план чайного магазина обязательно содержит пункт, касающийся подбора персонала.
Конечно, если у вас крохотная лавочка, то первое время вы можете справляться в гордом одиночестве. Но лучше, если вы возьмете себе сменщика. Тем более что вам придется решать вопросы с поставщиками, вести документацию, следить за оборудованием и пополнением ассортимента, поэтому отвлекаться ещё и на посетителей у вас просто не получится. А обаятельный продавец, разбирающийся в тонкостях предлагаемого товара, будет весьма кстати.
Найти подходящую кандидатуру можно при посредничестве рекрутингового агентства, но в любом случае лично беседуйте с соискателями. Оценивайте их внешний вид, речь, умение располагать к себе собеседника. Неплохо, если вам предоставят рекомендации.
Если вы нацелены на проведение дегустаций, то заранее расспросите претендентов об их умении заваривать правильно чай, знаниях различных традиций, связанных с чаепитием.
Если же говорить о фонде оплаты труда, то здесь обычная практика состоит в том, что у сотрудника есть некий фиксированный оклад, а ещё он получает процент от выручки. Так вы стимулируете персонал на повышение продаж.
Формируем ассортимент
Так как вы намереваетесь предлагать чай на развес, оптом придется закупать необходимый для удовлетворения покупательских нужд ассортимент. В крупных и средних точках вам необходимо поддерживать наиболее широкий спектр сортов: от дорогих до вполне бюджетных.
Мелкие ларьки обычно предоставляют для своих клиентов самые ходовые сорта. Элитные образцы здесь держать постоянно невыгодно. Лучше уж заказывать по просьбе постоянных покупателей.
Помимо чая, у вас обязательно должны быть смеси фруктово-травяные, купажи, цветочные напитки, разные сорта кофе. Не игнорируйте и сладости. Только не те, что продают на каждом углу, а нечто оригинальное.
А ещё смело предлагайте сопутствующие аксессуары для чаепития.
Чайная церемония
Задумывая чайный бизнес с нуля, заложите в свой ассортиментный план закупку разнообразных принадлежностей и приспособлений для приготовления и пития чая и кофе. Турки, калабасы для матэ, керамические и фарфоровые чайнички, ситечки, подставки – да мало ли ещё какие интересные штучки придумало человечество. Да и все эти мелочи приятно разбавляют баночки с товаром на полках.
Выбираем поставщика
Чтобы ваш бизнес функционировал бесперебойно, необходимо найти надежного поставщика. Напрямую связываться с производителями товаров могут позволить себе лишь владельцы крупных предприятий либо сетей. Хозяева скромных магазинов не потянут закупку больших партий. Да и реализовать их они смогут с трудом.
Поэтому ищем региональных представителей, которые предлагают чай на развес оптом. Заранее стоит ознакомиться с ценовой политикой компаний и отзывами об их работе. Если есть возможность, постарайтесь лично побывать на складе поставщика, оценить его ассортимент, испробовать сорта, которые вы собираетесь приобретать для своего магазинчика.
О ценах
Теперь о наценках. От того, насколько вы грамотно подойдете к этой задаче, будет зависеть, станет ли для вас успешным чайный бизнес, выгодно или нет ним будет заниматься.
Формируя цену на товар, ознакомьтесь с политикой своих конкурентов.
Обдумывая наценку на продукцию, разделите ассортимент на сегменты. Самая высокая надбавка позволительна для редких сортов. Если вы точно уверены, что данного товара нет на полках в соседних лавочках, его не раздобыть посредством заказа через интернет-продавцов, то смело диктуйте свои условия. А вот на ходовые сорта цену завышать не стоит. Можно побаловать своих покупателей скидками и акциями.
Маркетинг
Продвигая себя, придерживайтесь определенного маркетингового плана. Проверенные методы, будь то бесплатная дегустация, подарки, сюрпризы, акции, участие в благотворительных мероприятиях, веками срабатывали. Сработают они и в вашем случае.
Конечно, заложить некую сумму на раскрутку придется, да и в дальнейшем не нужно резко отказываться от выбранного стиля поведения. Пусть клиенты будут уверены, что заработанные ими бонусы никогда не пропадут, что за их преданность вам их ожидают приятные подарки, к примеру небольшой пакетик с редким чайным сбором.
Рекламные «крючочки»
И не уставайте рекламировать свое дело. Не ограничивайтесь единичным выпуском визиток. Напечатайте небольшие буклеты, рассказывающие о том или ином чае либо кофе. Выпустите красочные закладки с интересными фактами, касающимися чайных традиций, и вкладывайте их в пакетики с купленным товаром.
Сформируйте фирменные подарочные наборы с логотипом чайной. Раздавайте флаеры, оставьте свои приглашения на столиках кафе, владельцы таких заведений, как правило, не отказываются от такого сотрудничества. Возможно, они даже разрешат вам провести небольшие дегустации вашей продукции на их территории.
Идем вперед
Важно не просто знать, как открыть свою чайную, важно уметь идти дальше, развиваться и крепнуть. Не останавливайтесь, идите вперед. Увеличивайте площади, расширяйте ассортимент, предлагайте новые услуги. Прислушайтесь к своей команде, иногда сотрудники подают неплохие идеи для удачных перемен. Изучайте чужой опыт. Иначе, затормозив на определенном этапе, вы упустите момент, когда на горизонте появится новый, более креативный конкурент.
Только попробовав, можно определиться с тем, насколько было верным ваше решение открыть свой чайный бизнес. Выгодно или нет данное занятие – это зависит уже от ваших усилий, знаний и умений.