Наверное, вы заметили, что сегодня все более популярными становятся йога-студии, которые открываются десятками в самых разных городах. Даже в небольших населенных пунктах нередко можно встретить заведения, предлагающие своим клиентам занятия йогой. В древние времена йога считалась не просто набором физических или дыхательных упражнений. Она была частью практики, которая зародилась в древнеиндийской цивилизации. Классическая йога включала в себя целый набор разнообразных физических, психологических и духовных занятий. Главная цель всех этих процедур – достижение возвышенного психологического состояния, путем управления физиологическими и психическими функциями человеческого организма.
В наше время йога все дальше и дальше уходит от своих первоначальных целей. Сегодняшние йога-центра – это скорее один из видов фитнес-центров. А многочисленные тренировки служат для укрепления физического и психологического состояния клиентов. Кто-то скажет, что это плохо, кому-то данная ситуация покажется, наоборот, интересной. Но в итоге – йога по-прежнему остается прекрасным способом зарядиться энергией и хорошим настроением, отогнать все лишние мысли и укрепить собственное тело.
Естественно, учитывая невероятную популярность йоги, мы никак не могли пройти мимо идеи бизнеса по организации йога-студии . Но, прежде, давайте научимся немного ориентироваться в мире йоги и познакомимся с наиболее популярными сегодня направлениями этого древнего индийского учения.
Немного о йоге и ее разновидностях
Почему важно знать разновидности йоги, прежде чем заниматься организационными вопросами открытия йога-центра? Все просто. Каждый вид требует каких-то особых инструментов и, что важно, наличия хороших тренеров. То есть, создать один зал и нанять одного тренера, чтобы предлагать клиентам десять видов йоги, вряд ли получится. Далее перечислим популярные виды йоги.
Хатха-йога – та самая йога, с которой сталкиваются клиенты центров чаще всего. Это самый популярный вид йоги, как в нашей стране, так и на Западе. Основная цель хатха-йоги – обретение физической и духовной гармонии. Помимо физических упражнений и дыхательных гимнастик, здесь активно используется медитация. Кроме того, тренеры уделяют внимание вопросам правильного питания, без которого достичь нужного эффекта очень и очень сложно. Хатха-йогу называют базовой ступенью йоги. С нее начинается погружение человека в древнее индуистское учение.
Раджа-йога – это, главным образом, набор разнообразных техник и упражнений для медитации. Главная цель – достичь контроля собственного разума.
Кундалини-йога – включает в себя обширный комплекс занятий. Сюда входят физические упражнения, чтение мантр, медитирование, дыхательная гимнастика и т.д.
Айенгар-йога – это, в первую очередь, разнообразные физические упражнения, во время выполнения которых, человеку необходимо принять определенные позы (позы в йоге называются асанами). Кроме того, для достижения максимального эффекта здесь используются различные предметы в качестве опоры.
Перечислять виды йоги можно еще очень долго. Если вам очень интересна данная тема, вы всегда можете найти массу информации на тематических сайтах. Мы же говорим, в первую очередь, о бизнесе. Поэтому остановимся на перечислении. Единственное, хочется отдельно упомянуть еще один вид йоги, который появился совсем недавно, но уже успел завоевать популярность среди тренеров и учеников.
Антигравити-йога – современный взгляд на древнюю практику
Автор данного вида йоги – танцор Кристофер Харрисон. Данный вид упражнений был разработан им всего несколько лет назад, но уже сегодня у антигравити-йоги огромная армия поклонников во многих странах мира. У нас же данный вид занятий только начинает набирать обороты. А значит, вам стоит присмотреться к этой йоге более внимательно. Конкурентов мало, а популярность растет. Это идеальные условия для успешного старта.
Говоря об особенностях антигравити-йоги или антигравитационной йоги, можно выделить одну самую важную деталь. Все упражнения делаются в воздухе (отсюда и название). То есть, человек не касается во время тренировки пола, стен или потолка в помещении. Все это достигается путем использования специальных гамаков, которые подвешиваются к потолку. Благодаря такой особенности, в антигравити-йоге можно встретить сложные асаны, которые невозможно выполнить в обычном йога-центре.
Теперь перейдем непосредственно к обсуждению бизнес-идеи. И начнем с самого главного.
С чего начать открытие йога-студии?
С маркетинговых исследований. Да, без этого можно выбросить все вложения на воздух. Поэтому, прежде чем начать поиск помещения и подбор персонала, хорошенько изучите своих конкурентов. Самые страшные ваши «враги» — это другие йога-студии. От них нужно держаться подальше. Если таковых в городе еще нет, это огромное преимущество. Но, к сожалению, отсутствие других студий не означает отсутствие конкурентов.
Второй вид конкурентов – это различные фитнес-центры, спортзалы, спортшколы. Как ни крути, а современная йога – это, прежде всего, спорт. А значит, чем меньше поблизости других спортивных заведений, тем лучше для вас.
Отсюда вытекает самый первый вывод – ищите помещение подальше от всех возможных конкурентов. Но помните еще об одном важном моменте – доступ к вашей йога-студии должен быть удобным для клиентов. То есть, помещение должно быть расположено максимально близко к «местам обитания» клиентов, рядом должна быть парковка, остановка общественного транспорта, станция метро. Чем больше разнообразных удобств, тем больше шансов влюбить в себя клиента. С первого взгляда. С первого визита.
Хорошие места для открытия йога-студий – спальные районы города, а также офисные кварталы. И там, и там вы будете всегда на виду у своих потенциальных клиентов. Еще один момент – не стоит открывать студию рядом с шумными заведениями. Ведь йога – процесс погружения в себя и свои мысли. И ничто не должно отвлекать от этого. Никакие внешние шумы.
Несколько слов о помещении и внутреннем оснащении студии йоги
В здании, где вы собираетесь оборудовать йога-студию, должны располагаться следующие помещения: холл, раздевалки, душевые, туалет и, конечно же, большой зал для тренировок.
Йога – хоть и довольно спокойное занятие, но содержит массу физических упражнений. И, чтобы ваши посетители, не упали в обморок от недостатка кислорода на тренировках, в помещении должен быть чистый и свежий воздух. Система кондиционирования и увлажнения воздуха будет очень кстати.
Отдельная история – полы в тренировочном зале. Ковролин или линолеум – это однозначно плохие варианты. Первый быстро пачкается, слишком шершавый, впитывает запахи, сложно чистится. Второй – слишком скользкий, что делает его использование невозможным во время проведения различных упражнений. Лучший вариант – керамическая плитка. Но здесь есть сложность – такие полы должны быть с подогревом. А это удорожает старт бизнеса. Золотая середина – деревянные полы или покрытие из ламината. Удобно, красиво, не очень дорого.
Что касается оборудования и инвентаря, то вам понадобятся коврики для занятий йогой, валики, ремни, блоки, подушки для медитаций, веревки для прогибов и уголки для растяжек. Для антигравити-йоги придется купить еще несколько специальных гамаков (трапеции AirSwing).
Фоновое звуковое сопровождение тоже очень важно в занятиях йогой. Поэтому понадобится музыкальная установка и набор релаксирующих мелодий. Не лишними будут спокойные картины на стенах, ароматические свечи, цветы. В общем, ваша задача – создать приятную спокойную атмосферу, в которую вашим клиентам будет приятно возвращаться вновь и вновь.
Кадровый вопрос
Вам понадобятся бухгалтеры (можно найти удаленного специалиста), менеджеры по рекламе, менеджеры по продажам, администраторы и, конечно, сами тренеры. Нужно уделить большое внимание каждому сотруднику. Но наиболее важны – тренеры. От их опыта, квалификации, умения обучать будет зависеть успех вашего бизнеса. Ищите только лучших специалистов. Или же сами обучитесь искусству йоги и станьте классным тренером.
Кстати, в случае с антигравити-йогой, вам в любом случае придется либо обучаться самому, либо обучать своих тренеров. Вариант, что вы найдете в своем городе свободного тренера по данному направлению, маловероятен.
Денежные вопросы
Общие расходы на открытие студии йоги составят от 300 до 400 тыс. рублей. Этой суммы будет достаточно на оформление всех бумаг, аренду и ремонт помещения, закупку первой партии оборудования.
Около 50 тысяч рублей нужно тратить ежемесячно на поддержание работоспособности студии (аренда, коммунальные платежи, вода в кулер, мыло и шампунь в душевые, туалетная бумага и прочее). Плюс зарплата тренерам. Здесь сумма будет зависеть от их количества и квалификации.
Что касается сроков окупаемости, то специалисты называют период в 12-15 месяцев. В отдельных случаях срок может еще возрасти или же, наоборот, сократиться.
Реклама и продвижение йога-центра
Все стандартно. Листовки на улицах, вывеска перед входом. Можно еще поставить стойку с рекламными материалами в популярном торговом центре или в других спортивных заведениях. Баннер в деловом районе города тоже подойдет.
Заведите группу в социальных сетях. Рассказывайте на ее страницах обо всех прелестях занятия йогой. Набирайте подписчиков, превращайте их в клиентов. Откройте сайт или блог студии. Публикуйте заметки, общайтесь с клиентами. Будьте на виду.
Что касается первых дней после запуска, то можно организовать бесплатные демонстрационные занятия. На этих мероприятиях ваши клиенты познакомятся с йогой в целом, и с вашей студией в частности. Конечно, не все посетители станут вашими клиентами. Но все же результат обязательно будет. На этом у нас все. Желаем вам успехов в бизнесе!