Чем руководствуется человек, отправляясь в супермаркет или фруктово-овощной магазин за очередной порцией картофеля, моркови или яблок? В первую очередь, он желает приобрести (желательно за недорого) действительно качественный товар. Но давайте попробуем выяснить, в чем именно должно выражаться качество. Для каждого товара этому критерию будет соответствовать определенный набор характеристик. В случае с фруктами и овощами наиболее значимые характеристики — это вкусовые качества и безопасность. Предпочтение отдается продуктам, выращенным естественным путем, желательно на открытом грунте, а не в какой-нибудь теплице с добавлением химических добавок. Но, как оказалось, не только эти характеристики являются ключевыми для среднестатистического покупателя.
Как бы странно это не было, но на решение покупателя приобрести те или вон те яблоки, клубнику или огурцы, влияет еще и внешний вид товара. Получается, что мы хотим не только вкусные и безопасные, но и красивые овощи и фрукты. Именно поэтому большинство супермаркетов покупают у фермеров и сельскохозяйственных предприятий только отборные овощи и фрукты, отличающиеся безупречным внешним видом. И если в нашей стране данная тенденция выражена не слишком ярко, то европейцы относятся к внешнему виду натуральных продуктов более чем придирчиво. Посетив любой овощной магазин или супермаркет, например, в Германии, вы наверняка удивитесь красоте и правильности форм продаваемых там фруктов и овощей.
Что же происходит с некрасивыми овощами и фруктами?
Какая-та их часть идет в качестве семян для будущих посадок. Ведь их внешний вид, как правило, не влияет на внешний вид будущего урожая. Другую часть некрасивых плодов используют в качестве корма для домашних животных. И лишь в некоторых случаях такие овощи и фрукты могут оказаться на полках магазинов. А иногда такой некрасивый продукт не находит своего клиента и остается гнить на ферме или на складе. Самое интересное в данном случае то, что внешний вид никак не сказывается на вкусовых характеристиках овощей и фруктов. Из некрасивого картофеля получится такое же вкусное и ароматное пюре, а варенье из мелкой малины будет таким же сладким и полезным.
Как заработать на продаже красивых овощей и фруктов?
Если в наше дни предприниматели успешно зарабатывают на продаже обычного воздуха или снега, то почему бы не построить свой бизнес на продаже некрасивых овощей, фруктов и ягод. К тому же, не использовать дары природы, пусть даже и отличающиеся непривычным внешним видом, это в некотором смысле расточительство. Наверное, подобные мысли руководили двумя немками — Таней Красковски и Леей Брумсак, — которые организовали уникальный проект Culinary Misfits .
В настоящий момент это обычная выездная палатка, которая колесит по ярмаркам и разнообразным сельскохозяйственным фестивалям. Основной продукт, которым торгуют новоиспеченные предпринимательницы, это разнообразные овощи и фрукты, которые были отбракованы разборчивыми овощными лавками и немецкими супермаркетами. В планах девушек на ближайшее время — открытие большого кафе-магазина, где будут продаваться некрасивые овощи, фрукты, ягоды и разнообразные блюда из них.
Таня и Лея считают, что человечество давно должно пересмотреть свои потребительские взгляды. Полное использование даров природы и снижение количества отходов — вот то, о чем следует задуматься уже сегодня. Помимо разнообразных овощей и фруктов, в своих блюдах девушки активно используют листья, и даже стебли растений (естественно, только те, которые пригодны в пищу), тем самым еще больше снижая количество отходов.
Продукцию для своего магазина бизнес-леди скупают у немецких фермеров, которые с радостью расстаются с отбракованным урожаем по более низкой цене. Пожалуй, стоит сказать о том, что следует понимать под «некрасивыми овощами, фруктами и ягодами». Речь идет не о порезанном при копании картофеле или гнилых яблоках. Таких продуктов в магазине Culinary Misfits встретить нельзя. А вот мелкая малина, однобокие яблоки, картофель с наростами, сросшаяся морковка и т.п. — являются привычными «обитателями» необычной лавки.
По словам экспертов, около 40% всех продаваемых овощей и фруктов попросту выбрасывается в мусорный контейнер. Главная причина — непрезентабельный внешний вид. Причем подобное наблюдает не только в Европе, но и в нашей стране. А появление таких проектов, как Culinary Misfits, способно заставить потребителей задуматься и пересмотреть свои взгляды на продукты питания.